четверг, 28 ноября 2019 г.

Toyota Motor Corporation (яп. トヨタ自動車株式会社 тоёта дзидо:ся кабусики-гайся, TYO: 7203.T) (кратко

Toyota

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Тойота»)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Toyota Motor Corporation
トヨタ自動車株式会社
Toyota Headquarter Toyota City.jpg
Тип Публичная компания
Листинг на бирже TYO7203OSX:7203NSE:7203NYSETM
Основание 28 августа 1937 года
Основатели Киитиро Тоёда
Расположение  ЯпонияТоётаАйти (префектура)
Ключевые фигуры
Отрасль Автомобилестроение
Продукция Легковыегрузовые и коммерческие автомобилиавтобусы
Собственный капитал  ¥16.747 трлн
$152 млрд. (2016)[1]
Оборот  ¥28,403 трлн
$258 млрд (2016)[1]
Операционная прибыль  ¥2.854 трлн
$25.9 млрд. (2016)[1]
Чистая прибыль  ¥2,313 трлн
$21 млрд. (2016)[1]
Активы  ¥47,428 трлн
$431 млрд. (2016)[1]
Капитализация  $177 млрд. (2016)[2]
Число сотрудников 349 тысяч (2016)[1]
Дочерние компании Toyota Financial Services
Daihatsu
Hino Motors
Denso
Toyota Industries
Lexus
Аудитор PricewaterhouseCoopers
Сайт toyota-global.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Toyota Motor Corporation (яп. トヨタ自動車株式会社 тоёта дзидо:ся кабусики-гайсяTYO7203.T) (кратко: Toyota — «Тоёта», по-русски чаще пишется «Тойота») — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Является крупнейшей автомобилестроительной публичной компанией в мире[3], а также крупнейшей публичной компанией в Японии[4]. Главный офис компании находится в городе Тоёта, префектура Айти (Япония). Компания занимает 6 место в Fortune Global 500[5] (2019 год).
Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. С этой компанией в основном ассоциируется бренд Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.

История[править | править код]

В 1924 году Сакити Тоёда изобрел автоматический ткацкий станок Тойода модель G. Принцип дзидока, означающий, что машина останавливается сама, когда возникает проблема, стал позже частью производственной системы Тойоты. Ткацкие станки собирались на небольшой производственной линии. В 1929 году патент на автоматический ткацкий станок был продан британской компании, полученная от продажи сумма стала стартовым капиталом для развития автомобильного производства.
В 1929 году Киитиро Тоёда, сын Сакити Тоёды, совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей; его руководителем стал Киитиро Тоёда[6]Правительство Японии всячески поощряло такую инициативу компании Toyoda Automatic Loom Works. В 1934 году компания произвела свой первый двигатель типа А, который был использован в первой модели легкового автомобиля А1 в мае 1935 года и в грузовике G1 в августе 1935 года. Производство пассажирского авто модели АА началось в 1936 году. Ранние модели напоминали уже существовавшие модели Dodge Power Wagon и Chevrolet.
Toyota Motor Co., Ltd. была основана в качестве самостоятельной компании в 1937 году. Несмотря на то, что фамилия основателей компании звучит как Тоёда, для упрощения произношения и в качестве символа отделения деловой деятельности от семейной жизни, компании было решено дать имя «Тоёта». В Японии название «Тоёта» (トヨタ) считается более удачным названием, чем «Тоёда» (豊田), так как 8 считается числом, приносящим удачу, а слово «Тоёта», написанное катаканой, как раз состоит из 8 черт.
Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии. Из-за скудной ресурсно-сырьевой базы и острого дефицита сырья для производства узлов и агрегатов военной техники в Японии того времени военные грузовики делались в самых упрощенных вариантах, например, с одной фарой. Некоторые исследователи считают, что война для Японии быстро закончилась из-за американских бомбардировок производственных мощностей заводов «Тойота» в городе Аити.
После войны в 1947 году начался выпуск коммерческих пассажирских авто модели SA. В 1950 году была создана отдельная компания по продажам — Toyota Motor Sales Co. (она просуществовала до июля 1982 года). В апреле 1956 года была создана дилерская сеть Toyopet. В 1957 году Toyota Crown стал первым японским автомобилем, экспортируемым в Америку (не только в США, но и в Бразилию).
Тойота начала расширяться быстрыми темпами в 1960-е годы. Первый автомобиль марки «Тойота», произведённый за пределами Японии, вышел с конвейера в апреле 1963 года в городе Мельбурн, в Австралии.
В самой Японии автомобили данного производителя являлись самыми продаваемыми. Так, в 1992 году на долю Тойоты приходилось 40 % машин, принадлежавших населению[7].
Павильон Toyota на выставке
Крупнейший автопроизводитель в мире
Toyota Motor является крупнейшим автопроизводителем в мире в 2007—2009 годах и с 2012 года удерживает это звание[8].
В I квартале 2007 года Toyota впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors (GM). GM удерживала звание «крупнейшего автопроизводителя в мире» на протяжении 76 лет. Но последние годы GM, как и другие американские автопроизводители, переживала кризис и вынуждена была сокращать производство — освободившееся место на рынке занимают конкуренты, и в первую очередь Toyota. 24 апреля японская компания сообщила, что выпустила в I квартале 2,37 млн автомобилей и 2,35 млн продала. Таким образом, она впервые опередила GM, у которой соответствующие показатели составили 2,34 млн и 2,26 млн машин[9].
2009 финансовый год компания завершила с убытками[10], этого не было с 1950 года.
В мае 2012 года Toyota вновь вырвалась на первое место, обогнав Volkswagen и General Motors[11].
В 2013—2015 годах марку Toyota признают самым дорогим автомобильным брендом в мире (несмотря на то, что за 2014 год стоимость бренда снизилась на 2 %)[12].

Собственники и руководство[править | править код]

Основные владельцы акций компании на декабрь 2008 годаThe Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %), 9 % — казначейские акции[13].
  • Такэси Утиямада (Takeshi Uchiyamada) — председатель правления с 2013 года, в компании с 1969 года.
  • Акио Тоёда (Akio Toyoda) — президент с 2009 года, в компании с 1984 года[14]

Деятельность[править | править код]

Основное направление деятельности компании Toyota Motors Corporation — производство и продажа пассажирских и грузовых автомобилей, а также автобусов под брендами Toyota, LexusScionDaihatsuHino. Основные производственные мощности расположены в Японии, также крупные заводы имеются в Таиланде (Самутпракан, 10 тысяч сотрудников), США (штат Кентукки, 7,5 тысяч сотрудников), Канаде, (провинция Онтарио, 7 тысяч сотрудников), Индонезии (Джакарта, 5,5 тысяч сотрудников)[1].
Из проданных в 2015 году в мире 91 млн автомобилей 8,681 млн были произведены компанией Toyota. Основными регионами сбыта продукции являются:
  • Япония — 2 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥8,588 трлн, доля на рынке составляет 46,8 %;
  • Северная Америка — 2,8 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥10,823 трлн, доля на рынке — 13,5 %;
  • Азия — 1,3 млн автомобилей, оборот в 2016 году ¥4,476 трлн, доля на рынке — 13,4 %;
  • Европа — 840 тысяч автомобилей, оборот в 2016 году ¥2,507 трлн, доля на рынке — 4,6 %;
  • на другие регионы (Центральную и Южную Америку, Океанию, Африку и Ближний Восток) в 2016 финансовом году пришлось около ¥2 трлн из ¥26 трлн ($236 млрд), которые принесли продажи автомобилей[1].
Оборот подразделения финансовых услуг в 2016 финансовом году составил ¥1,854 трлн, его деятельность заключается в продажах в кредит, финансировании дилеров и страховании; услуги предоставляются в 35 странах, основные центры находятся в Японии, США, Канаде, Австралии, Германии, Великобритании, Таиланде и Китае[1].
Другие направления деятельности (в основном операции с недвижимостью) принесли компании ¥625 млрд[1].
Показатели деятельности в млрд иен[1][15][16][17]
Год Оборот Чистая прибыль Активы Собственный капитал Объём продаж, млн штук Продажи в Японии, %
1999 12 464 452 15 879 6655 4,695 41,1
2000 12 421 482 16 441 6912 5,183 42,0
2001 12 955 675 17 020 7077 5,527 42,0
2002 14 190 557 19 306 7264 5,543 40,0
2003 15 502 751 20 153 7121 6,113 36,3
2004 17 295 1162 22 040 8179 6,719 34,3
2005 18 552 1171 24 335 9045 7,408 32,1
2006 21 037 1372 28 732 10 560 7,975 29,7
2007 23 948 1644 32 575 11 836 8,525 26,7
2008 26 289 1718 32 458 11 870 8,914 24,6
2009 20 530 -437 29 062 10 061 7,567 25,7
2010 18 951 209 30 349 10 360 7,237 29,9
2011 18 994 408 29 818 10 332 7,308 26,2
2012 18 584 284 30 651 10 550 7,352 28,2
2013 22 064 962 35 483 12 148 8,871 25,7
2014 25 692 1823 41 437 14 469 9,116 26,0
2015 27 235 2173 47 730 16 788 8,972 24,0
2016 28 403 2313 47 428 16 747 8,681 23,7
Примечание. Данные на 31 марта каждого года, когда в Японии заканчивается финансовый год.
Конкуренция Главным конкурентом компании Toyota в мире является концерн Volkswagen, имеющий сопоставимый объем производства и продаж автомобилей.

Toyota в России[править | править код]

В России на 2011 год интересы компании представляют две дочерних компании:
В конце 2013 года произошло слияние ООО «Тойота Мотор» и ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» в объединенную компанию ООО «Тойота Мотор»; завод в Шушарах получил статус филиала.[источник не указан 371 день]
Генеральный директор ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия»:
  • 2005—2008 годы — Масааки Мидзукава[18];
  • 2008—2011 годы — Мицуаки Сугимори;
  • с начала 2011—2013 — Ёсинори Мацунага.

Продажа автомобилей в России[править | править код]

2007 Tundra
В 1998 году компания открыла московское представительство Toyota Motor Corporation. Затем, в связи с динамичным развитием автомобильного рынка, было принято решение о создании национальной компании по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор». 1 апреля 2002 года ООО «Тойота Мотор» начало своё функционирование на территории России[19]. Президенты ООО «Тойота Мотор»[20]:
  • 2004—2009 — Томоаки Ниситани;
  • с июня 2009 — Такэси Исогая.
В 2007 году в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк», имеющее представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Специализация банка — розничное автокредитование и корпоративное кредитование официальных дилеров автомобилей Toyota и Lexus. Концерн Toyota, по собственным данным, стал первым международным автопроизводителем, открывшим свой банк в России[21].
В 2015 году Toyota стала первым японским брендом на российском рынке, реализовав через официальных дилеров и уполномоченных партнеров Тойота в России 98’149 автомобилей.
Самые популярные модели компании на российском рынке: Toyota CamryRAV4Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200.
Toyota Land Cruiser 200 занимает первое место по популярности на российском рынке в сегменте премиальных полноразмерных внедорожников: доля в сегменте около 45 %.

Завод в Санкт-Петербурге[править | править код]

59°48′52″ с. ш. 30°26′23″ в. д.HGЯO
В апреле 2005 года Toyota подписала соглашение с Минэкономразвития России и администрацией Санкт-Петербурга о строительстве в посёлке Шушары автосборочного завода. Производство было открыто 21 декабря 2007 года; на этапе открытия мощность завода составляла 20 тысяч автомобилей Toyota Camry в год. Объём инвестиций в проект расценивается на уровне около 150 млн долларов[22][23]. На январь 2018 года суммарные инвестиции оцениваются в 27,5 млрд рублей.[24]
Локализация первого этапа включала сварку и окраску кузовов.[24] В 2014 году локализация расширена, включая штамповку кузова и литье пластмассовых деталей. В 2015 году мощность завода увеличена до 100 тысяч машин в год. На 2017 год локализация составила 30 %.[25] На 2019 год в производстве Toyota Camry и Toyota RAV4 (с 2016 года).
В 2017 году выпущено 66 684 автомобиля, работает 2 400 человек.[26] В 2011 году собрано 14131 автомобилей[27]. В 2008 году выпущено 6 393 автомобиля.[26]
Директор филиала ООО «Тойота Мотор» в Санкт-Петербурге:
  • 2014—2016 годы — Ёсинори Мацунага
  • с 2017 — Исида Масаси

Соллерс-Буссан[править | править код]

В 2011 году компания огласила свои планы по производству Toyota Land Cruiser Prado на Дальнем Востоке на совместном предприятии с Sollers и Mitsui.[28] Сборка велась с 2013 по 2015 годы на заводе Соллерс-Буссан во Владивостоке.[29][30] В 2018 году компания заявила что не планирует возобновлять производство Land Cruiser Prado в России.

Автомобили[править | править код]

Toyota Land Cruiser (UZJ100R, Австралия)
Toyota HiLux (GGN15R MY10, Австралия)
По состоянию на 2009 год, официальный список автомобилей Toyota насчитывает около 70 разных моделей, продаваемых под собственным брендом, включая седаны, купе, минивэны, пикапы, гибриды и кроссоверы.[31]Многие из этих моделей выпускаются как легковые седаны, которые варьируются от субкомпактного Toyota Vitz/Yaris и компактного Corolla, до среднеразмерного Camry и полноразмерного Avalon.[31] Минивэны представлены моделями Previa/EstimaSienna и другими.[31] Несколько компактных автомобилей, таких как xB и tC, продаются под брендом Scion.[31]

Внедорожники SUV и кроссоверы[править | править код]

Highlander (2017-)
Кроссоверы от Toyota выстраиваются от компактных Matrix и RAV4, до среднеразмерных Venza и Kluger/Highlander.[31] Внедорожники SUV — от среднего 4Runner до полноразмерного Land Cruiser.[31] К другим внедорожникам относятся PradoFJ CruiserFortuner и Sequoia.[31]
В феврале 2019 года Toyota представила дизайн и параметры нового внедорожника Toyota Sequoia. Известно, что это будет автомобиль с системой полного привода, шестиступенчатой автоматической трансмиссией и бензиновым двигателем, объёмом 5,7 литров и мощностью порядка 367 л. с.[источник не указан 292 дня]

Пикапы[править | править код]

Toyota впервые вышла на рынок пикапов в 1947 году с моделью SB, которая продавалась только в Японии и на некоторых азиатских рынках. За ним, в 1954 году последовал RK (переименованный в 1959 году как Stout) и в 1968 году компактный Hilux. В дальнейшем, Hilux (известный на некоторых рынках просто как Pickup) прославился чрезвычайной прочностью и надежностью, и многие из этих пикапов еще с конца 1970-х годов по сей день передвигаются по дорогам, некоторые с пробегом более чем в 300 000 миль (480 000 км). В конечном итоге появились версии с расширенной и двойной кабинами, Toyota продолжает выпускать пикапы сегодня под разными названиями в зависимости от рынка.
Придя к успеху в классе компактных пикапов в США, Toyota решила войти в традиционный рынок полноразмерных пикапов, представив T100, выпускавшийся с 1993 по 1998 годы. Несмотря на длину кузова в 8 футов (2,4 метра), подвеска и характеристики двигателя все еще были похожи на компактный пикап. Он оказался экономичным и надежным, как любой типичный пикап Toyota, но его продажи не росли.
В 1999 году Toyota сменила T100 на большую модель Tundra. Tundra получила также двигатель V8, чего на предшественнике не было. Все минусы, присутствующие в этом автомобиле, и указанные критиками, были исправлены во втором поколении в 2007 году. Автомобили Tundra собирались американском Сан-Антонио, штат Техас.
Вне США, Toyota выпускает Hilux в стандартном и двух-кабинном кузовах, с бензиновыми и дизельными двигателями, в версиях 2WD и 4WD. Телешоу Top Gear выпустило два эпизода с автомобилем Hilux, признав его «практически неуязвимым».[32]

Автомобили класса «премиум»[править | править код]

Основная статья: Lexus
По состоянию на 2009 год, компания продавала девять представительских фирменных моделей своего подразделения Lexus, варьировавшихся от седана LS до кроссовера RX и внедорожника LX.[31]Представительские седаны, выпускаемые под брендом Toyota включают модели CenturyCrown и Crown Majesta.[31] Ограниченной серией выпускается модель для Императора Японии, которая называется Century Royal.

Военная техника[править | править код]

В годы Второй мировой войны «Тойота» выпускала сухопутные и амфибийные военные грузовики (KC и KCY) и вездеходы-амфибии Су-Ки. В годы Корейской войны она выпускала военные автомобили для Вооружённых сил США и войск ООН. В последующие годы компания производила для военных нужд специально оборудованные версии гражданских внедорожников Hilux и Land Cruiser.

Беспилотные автомобили[править | править код]

Компания Toyota в августе 2017 года объявила, что первые беспилотные автомобили бренда будут представлены в 2020 году во время Олимпийских игр в Токио.[33]

Планетоход[править | править код]

В 2019 году компания представила проект беспилотного планетохода, на котором астронавты смогут передвигаться по Луне без использования скафандров[34].

Экологичные технологии[править | править код]

Робот фирмы Toyota, играющий на трубе

Гибридные технологии[править | править код]

Toyota Motor с 1997 года активно продвигает гибридные технологии на автомобильный рынок и является первой компанией, начавшей массовое производство и продажу гибридных автомобилей (Toyota Prius). Позднее компания стала комплектовать гибридной силовой установкой модели Camry, а позже и Lexus. Компания назвала собственную гибридную технологию «Hybrid Synergy Drive», а для линии Lexus это название звучит как «Lexus Hybrid Drive». Модель Prius стала самой продаваемой в США. Тойота сейчас имеет три линии гибридных авто, основанных на системе «Hybrid Synergy Drive»: Prius, Highlander и Camry. Популярный минивэн Toyota Sienna в гибридной версии планируется к выпуску в 2010 году, а к 2030 году компания планирует перевести на «Hybrid Synergy Drive» всю линейку своей продукции.
К 28 февраля 2011 года компания продала 3,03 млн гибридных автомобилей[35].
В ноябре 2013 года на Токийском автосалоне компанией Тойота впервые был представлен публике автомобиль марки Toyota Mirai — водородный гибридный автомобиль на топливных элементах.

Электромобили[править | править код]

См. также: Электромобиль
После того, как компания General Motors заявила о своих планах по созданию электромобиля Chevrolet Volt, Toyota Motor заявила о своём намерении начать разработку аналога. Сейчас[уточнить] компания испытывает «Toyota Plug-in HV» в Японии, США и Европе. Аналогично Chevrolet Volt, эта модель основана на аккумуляторе типа Li-ion. Считается, что электромобиль менее пагубно влияет на окружающую среду, нежели автомобили на гибридном двигателе.

Toyota в автоспорте[править | править код]

Нил Бейтс на автомобиле Toyota Corolla WRC на ралли Квинсленда, 1998

Ралли[править | править код]

Основная статья: Toyota Motorsport GmbH
Деятельность компании Toyota в автоспорте начинается со второй половины 1972 года, когда шведский гонщик, Уве Андерссон, начал заниматься этими автомобилями на ралли в Великобритании.
Первая победа Toyota в автоспорте состоялась в 1975 году на ралли 1000 озер в Финляндии, когда Ханну Миккола и его штурман Атсо Ахо выиграли соревнование на автомобиле Toyota Corolla. В 1993 году Toyota купила раллийную команду Андерссона, назвав её Toyota Motorsport GmbH.
В 1995 году произошел скандал, закончившийся дисквалификацией команды на 12 месяцев. На ралли Каталонии специалистами FIA были обнаружены запрещённые изменения системы турбонаддува. Президент FIA, Макс Мосли говорил об изменениях: «самое сложное устройство, что я видел за 30 лет в автоспорте».[36]
После некоторых успехов команды в 1997 году, в конце сезона 1999 года Toyota решила оставить автоспорт, сказав что «всё, что можно было достичь, было достигнуто». В марте 2007 года Toyota выпустила автомобиль в категории Super 2000 на основе Toyota Corolla, который участвует в Австралийском чемпионате по ралли.[37]

NASCAR[править | править код]

Автогонки на выносливость[править | править код]

Формула 1 (F1)[править | править код]

Основная статья: Тойота (команда Формулы-1)
Toyota F1 2003
В 2002 году Toyota начала участвовать в гонках Формулы 1 с Toyota Team Europe, базирующейся в КёльнеГермания. Несмотря на огромный бюджет, команда не показывала тех результатов, которые от неё ждали болельщики.
В 2004 году был нанят проектировщик Майк Гаскойн. Но из-за невысоких результатов и разногласий с управлением по мнению о том, как команда должна прогрессировать, он был освобождён от своего контракта в середине сезона 2006.
С 2007 года Toyota поставляет свои двигатели команде Williams.
В 2009 году, последнем сезоне для команды, пилотами были Ярно Трулли и Тимо Глок. А уже 4 ноября Toyota объявила о своём уходе из Формулы 1.

Toyota Racing Development (TRD)[править | править код]

Основная статья: Toyota Racing Development
7 июня 1954 года была организована компания Toyota Technocraft Co., Ltd., задачей которой стали ремонт и обслуживание автомобилей головной компании концерна. Для успешного участия заводских автомобилей Toyota в различных соревнованиях из Toyota Technocraft выделили автоспортивное подразделение Toyota Racing Development, в настоящее время относящееся к разряду тюнинг-ателье. В 1979 году было открыто подразделение TRD USA.
Первой серьёзной работой мастеров TRD стала подготовка заводской команды (фактически, постройка болидов) к японской серии гонок Формула-3. Также доработанные в подразделении Toyota Racing Development кузовные авто для национального чемпионата Super GT. К наиболее интересным работам ателье для частных клиентов последних лет стали ограниченные серии малолитражных Toyota istToyota Vitz и Toyota bB 2002 года и особая линейка внедорожников Toyota FJ Cruiser. Также мастерам подразделения Toyota Racing Development принадлежит авторство всех трёх поколений модификаций GT-Four для Toyota Celica[38].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Annual Report 2016 on the SEC Filing form 20-F (англ.). Toyota Motors Corporation. Дата обращения 10 августа 2016.
  2.  The World’s Biggest Public Companies List
  3.  Forbes Global 2000. — Крупнейшие автомобилестроительные компании в мире
  4.  Forbes Global 2000. — Крупнейшие японские компании
  5.  Global 500. Fortune Media IP. Дата обращения 25 апреля 2019.
  6.  History of Toyota Motor Corporation (англ.). Funding Universe. Дата обращения 13 августа 2016.
  7.  Наиболее известная японская марка 6. «ЗР» (№ 4, апрель 1994). Дата обращения 23 мая 2015.
  8.  Toyota вновь лидер в автоиндустрии!. motornovosti (28 января 2016). Дата обращения 13 августа 2016.
  9.  «Toyota — крупнейший автоконцерн в мире» // Ведомости, 25.04.2007, № 74 (1848)
  10.  Впервые с 1950-го Toyota закончила год с убытками
  11.  Toyota вырвалась на первое место
  12.  Назван самый дорогой автомобильный бренд // май 2015
  13.  Александр Губский. «В этот кризис плохо всем и везде», — Фудзио Тё, председатель правления Toyota Motor Corporation // Ведомости, № 233 (2255), 9 декабря 2008
  14.  Toyota Motor Corp. - People (англ.)ReutersДата обращения 13 августа 2016.
  15.  Annual Report 2003 on the SEC Filing Form 20-F (англ.). Toyota Motors Corporation. Дата обращения 11 августа 2016.
  16.  Annual Report 2006 on the SEC Filing Form 20-F (англ.). Toyota Motors Corporation. Дата обращения 11 августа 2016.
  17.  Annual Report 2011 on the SEC Filing Form 20-F (англ.). Toyota Motors Corporation. Дата обращения 11 августа 2016.
  18.  www.dp.ru со ссылкой на «Прайм-ТАСС». Назначен новый гендиректор Toyota в Петербурге // Деловой ПетербургISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 10:26 28 февраля 2008. (недоступная ссылка)
  19.  Toyota.ru. О компании Тойота. — Официальный сайт компании. Дата обращения 2 февраля 2010. Архивировано24 августа 2011 года.
  20.  Антикризисная философия: ООО «Тойота Мотор» возглавил новый президент :: РБК daily от 08.06.2009
  21.  Тойота Банк :: О Toyota Financial Services
  22.  Интервью: Тадаси Арасима, президент Toyota Motor Europe. Ведомости, № 62 (1836), 9 апреля 2007
  23.  Греф купит Toyota Camry Архивировано 14 июля 2009 года.
  24. ↑ Перейти обратно:1 2 Завод Тойота в России
  25.  Производство Тойота в Санкт-Петербурге: 10 лет и 280 000 выпущенных автомобилей
  26. ↑ Перейти обратно:1 2 Успешный запуск производства новой Toyota Camry и 10-летний юбилей завода
  27.  На 11,1 % сократил производство автомобилей завод Toyota в Шушарах Архивная копия от 8 февраля 2013 на Wayback Machine // vchera.com, 13.01.2012
  28.  Такеши Исогая: «Сибирь — удачная площадка для определения сильных и слабых сторон нашей продукции». деловая газета «Континент Сибирь», Апрель 2011
  29.  Toyota сделала заявление насчет популярного в Приморье внедорожника
  30.  Cruiser Prado
  31. ↑ Перейти обратно:1 2 3 4 5 6 7 8 9 Toyota Product Line up 2009 (PDF). Дата обращения 4 сентября 2016.
  32.  Top Gear – Episode Archive – Series 3. BBC (November 23, 2003). Дата обращения 4 сентября 2016.
  33.  Беспилотные автомобили Toyota дебютируют на Олимпийских играх 2020 годаRuNews24.ru (15.08.2017).
  34.  McCurry J. Toyota joins space race with plan for self-driving lunar rover (англ.)The Guardian (13 March 2019). Дата обращения 14 марта 2019.
  35.  Cumulative worldwide sales of Toyota hybrids top 3M units. 8 March 2011
  36.  Toyota team pick up a one-year banThe Independent (4 ноября 1995). Дата обращения 5 мая 2016.
  37.  Toyota Super 2000 Corolla debut
  38.  История и современные проекты Toyota Racing Development (недоступная ссылка)Дата обращения 6 августа 2010. Архивировано 17 августа 2010 года.

Ссылки[править | править код]



source http://tessrijogo.blogspot.com/2019/11/toyota-motor-corporation-tyo-7203t.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий